О русской религиозной философии - без пиетета. Хотите знать, в чем сходство между большевиками и идеологами русского мессианства, прочтите этот текст. Русские философы серьезно потрудились для подготовки общественного сознания к принятию коммунистических идеалов. Некоторые из них по молодости сами увлекались марксизмом. Но главное, нас не должны вводить в заблуждение все их апелляции к религии и к "духовному". Наши "духовные скрепы" красиво выглядят только в теории. На практике же они неизбежно ведут к ГУЛАГу. Как бы горько это ни звучало, но наша философская традиция усилинно пробивала то историческое русло, которое привело страну в социалистический концлагерь. И рассматривать ее в качестве достойной альтернативы болбшевизму - это наивность, граничащая с невежестовм.
О том, как от имени науки навязываются нелепые выдумки. Не так давно мне попалась статья одного новосибирского ученого, посвятившего трогательному разбору философские изыскания Карла Поппера, где речь шла о научной состоятельности эволюционизма. Я говорю «трогательному» не случайно: автора статьи волновало то, что идеи уважаемого философа могли бросить тень на учение Дарвина. Однако в ходе своего исследования он, к своей радости, установил, что старина Поппер сам был дарвинистом и очень высоко оценивал потенциал эволюционной теории. У автора вырвался вздох облегчения. Дескать, я-то переживал, переживал: а вдруг такой авторитетный философ разуверит меня в величии Дарвина. Но нет, - выражал восторг наш ученый - какое счастье, что этого не случилось, что сомнения развеялись! В итоге автор так воодушевился, что закончил статью пафосным заявлением насчет того, будто он и впредь будет отстаивать правоту дарвинского учения «до последней капли крови».Зададимся вопросом: что это за странная теория, требующая такой кровавой жертвы? И что это за странные ученые, готовые, хотя бы на словах, эту жертву принести? Конечно, красное словцо у нас в моде. Но смысл сказанного красноречив сам по себе, без всех этих жертвенных аллюзий. Ученый, видите ли, переживает оттого, что у него могут возникнуть сомнения в отношении научной (якобы) теории! И он радуется, что эти сомнения не возникли. Сказать, что перед нами образ ученого – слишком опрометчиво. Это не ученый, это - адепт. Именно АДЕПТ! Хороша будет наука, отменившая критический подход. И хороша «научная теория», в которой неприлично и тягостно сомневаться. А наука ли это? Вот в чем главный вопрос! Не будем вдаваться в нудные академические труды теоретиков. Непредвзято оценим лишь то, что нам вбивают в голову со школьной скамьи. Оценим захватывающие картинки так называемой «истории органического мира».
О том, что дарвинизм есть чисто философское учение, указывал еще Николай Данилевский (См. его двухтомное исследование "Дарвинизм"). Сегодня на философскую подоплеку эволюционного учения указывают и зарубежные авторы, например, профессор Филипп Джонсон. Я бы, со своей стороны, так охарактеризовал дарвинизм – это есть философская доктрина, изложенная с помощью естественнонаучной терминологии. Тут, так сказать, есть особая «лингвистическая уловка» (о чем в тексте сказано специально). Термин "лингвистическая уловка" пока еще условный. Воможно, мы имеем дело с неким культурно-историческим феноменом, когда идеи чисто метафического содержания выражаются через термины эмпирической науки. Скорее всего, в истории европйской культуры это было сделано совершенно сознательно (в тексе приведено высказывание философа Герберта Спенсера на этот счет). Одновременно с тем, на уровне массового сознания данная философия служит в качестве своеобразного вероучения, заменяя традиционные религиозные доктрины (на эту тему будет написана отдельная работа). Удивляться тут не приходится, ведь в современном секуляризованном обществе философия неизбежно претендует на место религии. Достаточно вспомнить «диалектический материализм», по которому мы жили 70 лет. В общем, главная задача, поставленная мной в данном труде, - поставить под сомнение статус дарвинизма как естественнонаучной теории, выстроенной на якобы мощной эмпирической базе. На самом деле основные положения этой доктрины выведены дедуктивным путем на основе некоторых постулатов, а точнее – догматов, истинность которых принимается на веру и не пересматривается до сегодняшнего дня. Не пересматривается – особо подчеркну – по сугубо идеологическим причинам.
Загадка происхождения современной технической цивилизации и возможные причины ее упадка. Вы ошибаетесь, если считаете, будто технический прогресс предопределен самой историей На самом деле технический прогресс - это глобальный проект, за которым стояли конкретные люди и организации. И главная загадка в том, почему именно Европа встала на этот путь. Запад - это локомотив, остальные - вагоны. Никакого "особого пути" нет. "Особый путь" - это возвращение в состояние до модернизации, не иначе. Но опять же - почему Европа? Почему не Китай, не Индия, не Ближний Восток? Как ни странно, истоки прогресса уходят в европейское Средневековье. А для его реализации необходимо сочетание определенных условий. Прогресс осуществляется благодаря синергетическому эффекту некоторых факторов, возникшего в условиях "культурной перекодировки" западных европейцев под влиянием... христианства.
"Особый путь" России формировался по образцу тоталитарной секты: обожествленная власть и зомбированные "неофиты". Такова модель государственного устройства старой Московии, ставшей образцом на многие столетия. Как так могло произойти, почему часть населения бывшей Киевской Руси добровольно перешла под власть московских великих князей и почему до сих пор эта модель воспроизводится? - ответы на эти вопросы автор попытался дать в этом небольшом исследовании.
Не удивляйтесь: так называемые борцы за народную трезвость и хронические алкоголики совершенно одинаково воспринимают спиртное. И часто "завязавший" забулдыга ведет себя как непримиримы трезвенник. Дилемма простая: либо вы бухаете до чертиков, либо - ни капли... Вот эта дилемма и гробит нашу жизнь. И замковым камнем выступает здесь наш национальный миф о "непревзойденно чистой" русской водке... Но именно в ее "чистоте" и заложена пагуба.